RU | EN | ES | FR | PL | IT | 中文

Как использовать информацию, полученную от расходомеров и датчиков уровня топлива. Рекомендации разработчикам серверного ПО




Контроль топлива – одна из важнейших задач, которая стоит перед руководством транспортных, дорожно-строительных, сельскохозяйственных и многих других предприятий и организаций. Наиболее эффективными устройствами контроля топлива являются расходомеры и датчики уровня топлива.

Принцип работы расходомера топлива следующий. Он устанавливается в топливной системе транспортного средства. Через его корпус проходит топливо. При прохождении фиксированной «порции» топлива расходомер формирует определенный импульс. Величина импульса и объем данной «порции» указывается в паспорте. Затем импульсы суммируются. Итоговое значение за определенный интервал времени передается на сервер. Интервал между передачами сигнала, как правило, не превышает одной минуты. Информация о расходе, поступившая на сервер, заносится в базу данных вместе со сведениями о координатах транспортного средства.

Расходомер топлива DFM 100D

На таком же принципе основана работа счетчика времени работы двигателя. Время работы двигателя соответствует времени, когда происходит расход топлива. Этот метод намного корректнее, чем альтернативный (привязка работы двигателя только к движению транспортного средства), т.к. позволяет учесть время, когда машина была неподвижна, а двигатель работал. Такая ситуация часто возникает при остановках, стоянках в пробках, а также при работе специальной техники, где производится отбор мощности дополнительно (краны, буровые машины и т.п.).

 Cчетчик времени работы двигателя DFM 100B

Емкостные датчики уровня топлива измеряют объем топлива в баке. В аналоговых датчиках выходной сигнал (напряжение или частота) соответствует определенному уровню топлива в баке. В паспорте изделия указывается длина измерительной части датчика и диапазон выходного сигнала (в В или Гц). При установке датчика производится тарировка бака. При этой процедуре устанавливается соответствие между значениями уровня топлива в датчике (в мм) и объема топлива в баке, измеренного в литрах. Процедура прописана в руководстве по эксплуатации. Тарировочная таблица сохраняется в терминале или на сервере.

Датчик уровня топлива DUT-E A5

Сигнал об уровне топлива в датчике периодически (рекомендуется не реже 1 раза в 15 с) обрабатывается терминалом. Из данных тарировочной таблицы (при необходимости используется интерполяция) определяется значение объема топлива в баке. Затем данное значение передается на сервер, где оно заносится в базу данных вместе с информацией о координатах транспортного средства. Для удаления «шума» данных рекомендуется фильтровать их с помощью алгоритмов «медианная фильтрация» (интервал 3-10 с) и «скользящее среднее» (интервал 30-120 с). Таким образом на сервер передается значение уровня топлива (именно оно попадает в базу данных), а значение объема топлива рассчитывается непосредственно при подготовке пользовательских отчетов с использованием вышеуказанных алгоритмов фильтрации:
      • достоинство: тарировочная таблица находится на сервере и ее можно оперативно изменять;
      • недостаток: большое время для подготовки отчета.
Во внутренней памяти цифрового датчика уровня топлива находятся необходимые алгоритмы фильтрации сигнала, а также тарировочная таблица. Следовательно, датчик способен самостоятельно выдавать готовое сообщение об объеме топлива, которое поступает в базу данных сервера.

При расчете расхода топлива необходимо учитывать заправки и сливы. Если объем топлива в баке стоящей на месте машины увеличился на 5% и более и в течение 15 минут не вернулся к исходному значению, то данное событие считается заправкой. Если же объем при таких же условиях уменьшился, то это событие является сливом. Зная географические координаты места, где произошло событие, можно определить АЗС, на которой была заправка, либо установить место слива.

График объема топлива в баке 

Использование расходомеров и датчиков уровня топлива позволяет получить следующую информацию по каждому транспортному средству:

- график часового расхода топлива, л/час. Представляется в виде графика за определенный период времени (сутки, неделя, месяц и т.п.). Рассчитывается как отношение приращения счетчика топлива за единицу времени к единице времени (как правило, 1 минута, 5 минут или период передачи данных с борта транспортного средства на сервер);

 

График часового расхода топлива

- график путевого расхода топлива, литры/100 км. Представляется в виде графика в зависимости от времени. Рассчитывается как отношение расхода топлива за период к пройденному за этот период расстоянию;

- карта часового или путевого расхода топлива в пространственных координатах. На карте через определенные отрезки трека отображается круг площадь которого пропорциональна расходу топлива на этом отрезке (или столбик диаграммы, высота которого пропорциональна расходу топлива на отрезке);

- суточная таблица расхода топлива. Каждой дате соответствует приращение счетчика топлива за эту дату;

   Дата    Расход топлива, л    Время работы двигателя, ч
     

 - таблица режимов работы двигателя. Составляется за определенный период времени. На сервере (или в терминале) вводятся следующие настройки для каждого автомобиля:
     • граница холостого хода;
     • граница оптимального режима;
     • граница режима перегрузки;
     • максимальный часовой расход топлива.
Анализируя часовой расход топлива и используя данные настройки, можно получить значения для таблицы:

  Режим работы двигателя    Расход топлива, л    Время работы двигателя, ч
   Холостой ход    
   Оптимальный    
   Перегрузка    
   Всего    

- таблица заправок и сливов. Отражает факты заправок и сливов топлива из бака, время и место где произошло событие:

   Дата/время    Событие    Объем, л    Место
   15/09 11:25    Заправка    350      АЗС «Беларусьнефть», Минск ул. Машиностроителей, 2
   15/09 16:15    Слив топлива    40      Минск, ул. Ландера, 20

- исправность двигателя. Анализируя значения расхода топлива на холостом ходу и под нагрузкой, можно своевременно выявить отклонения от паспортных значений двигателя автомобиля и оперативно информировать клиента.
Просуммировав информацию, полученную от расходомеров и датчиков уровня топлива по всем транспортным средствам автопарка предприятия, можно построить сводные таблицы, аналогичные представленным выше, по всем автомобилям.



Дата: 07.12.2012

Назад к списку