RU | EN | ES | FR | PL | IT | 中文

Расходомеры топлива в системах контроля транспорта: хлопоты или прибыль?




ДУTы против расходомеров топлива


Контроль расхода топлива машиной является следующей, после мониторинга маршрута, важной задачей систем контроля транспорта. На сегодняшний день большинство компаний, работающих на рынке телематических транспортных систем, предлагают решать поставленную задачу путем установки в бак машины датчика уровня топлива (ДУТ). Монтаж ДУТ относительно прост, и стоимость датчиков невелика (около 3-4 тыс. руб. РФ). Сразу после установки владелец техники получает контроль над заправками и сливами топлива из бака.

Если говорить о контроле расхода топлива при помощи датчиков уровня топлива, то стоит отметить некоторые недостатки данных датчиков.

ДУТ не поможет в решении следующих задач:
  • дать информацию о расходе топлива за короткий, менее 1 часа, период времени работы машины, когда уровень в баке меняется в пределах 1-2% от его глубины;
  • обеспечить требуемую точность измерения расхода топлива, если уровень в баке уменьшился менее чем на ¼ от полного объема;
  • дать информацию о мгновенном расходе топлива;
  • выявить слив топлива из "обратки" (такой метод хищения топлива часто применяется недобросовестными водителями).
При работе техники на пересеченной местности колебания топлива в баке вызывают "плавающие" показания датчика, которые невозможно "выровнять" даже с помощью сложных алгоритмов программного обеспечения телематической системы.

Многие пользователи ДУTов неоднократно сталкивались с проблемой ложных "ночных сливов" топлива, что объясняется большим коэффициентом температурного расширения дизтоплива (около 1% на 10°С). При длительной стоянке транспортного средства в ночное время возможно уменьшение объема топлива из-за температурного сжатия, что регистрируется системой учета как слив топлива, и впоследствии может привести к необоснованному конфликту с работником.

Так же зафиксированы и другие проблемы ДУTов: нечувствительность датчиков в "мертвых" зонах, простота вмешательства в показания и слабая защита от вандализма.

Рассматривая вопрос контроля расхода топлива, можно обратить внимание на тот факт, что во всех отраслях промышленности, где требуется учет расхода жидкости, будь то колонка АЗС или водопроводная труба, используются проточные расходомеры. Таким образом, наилучшим решением для контроля расхода топлива является использование именно расходомера.

По показаниям расходомера пользователь может получить реальный и точный расход топлива машиной, что дает серьезное преимущество для системы контроля транспорта в целом.
 
  Выводы:
  1. ДУТ – универсальное средство контроля уровня топлива, имеющее свои достоинства и недостатки, но его применение в качестве прибора контроля расхода топлива становится нецелесообразным из-за некоторых конструкционных и эксплуатационных ограничений. При необходимости контроля расхода топлива следует использовать расходомер.
     
  2. Лучшим решением на сегодняшний день является совместное использование ДУTа и расходомера, как дополняющих друг друга устройств.


Цена вопроса


В основе работы расходомеров лежат другие (нежели в ДУТ) конструктивные и технологические особенности, что приводит к их удорожанию. Розничные цены расходомеров топлива на постсоветском пространстве отличаются от ДУTов в несколько раз: от 6 тыс. российских рублей за однокамерный и 12 тыс. за дифференциальный (без учета стоимости установки).

Разумеется, что далеко не каждому автопарку такое решение (система контроля техники с применением расходомера топлива) придется по карману. Однако, при постановке задачи по контролю машин, потребляющих более 1000 литров топлива в месяц, подобные траты становятся целесообразными. А если речь заходит о контроле тракторной техники, дорожно-строительных машин, технологического транспорта, т.е. машин, расход топлива которых трудно или невозможно нормировать, то установка расходомеров топлива становится просто необходимой.

Помимо стоимости непосредственно расходомера существуют определенные затраты на его установку.

Сколько зарабатывает установщик расходомера топлива
 

  Наценка на расходомере* Стоимость установки
Расходомер однокамерный 1-2 тыс. руб. 2-4 тыс. руб.
Расходомер дифференциальный 2-4 тыс. руб. 3-5 тыс. руб.

* Размер наценки зависит от текущей скидки, которую предоставляет поставщик расходомера и "аппетита" установщика. Порой наценка может составлять 60-70, и даже 100% относительно оптовой цены.

Таким образом, установщик зарабатывает от 3 до 9 тыс. руб. на установке одного расходомера!



Трудоемкость установки


Несомненно, установка ДУTа происходит намного проще, чем установка расходомера, но требует проведения ряда дополнительных операций, которые растягивают процесс установки на целый день. Так, тарировка бака занимает около часа и требует ряда условий: наличие машины с пустым баком, наличие терпеливой и точной АЗС или собственной мини-АЗС.

Что же касается установки расходомеров, то на весь процесс требуется не более одного часа, и при этом нет необходимости в тарировке топливных баков. Установка расходомеров проводится обученными специалистами и визуально выглядит простой. Но при установке тнеобходимо соблюдать ряд требований, которые могут выполнить только специалисты, прошедшие подготовку.

Получить сертификат установщика можно одним из следующих способов:

  • пройти обучение в CП Tехнотон в Mинске. Стоимость курса - около 9 тыс.руб. Также стоит иметь ввиду, что время от времени компания Tехнотон проводит бесплатные подготовительные курсы;
     
  • обучиться самостоятельно на основе руководств по эксплуатации и установке, после чего сдать экзамен по проверке знаний. При подготовке к экзамену можно воспользоваться в том числе технической поддержкой CП Tехнотон.


Альтернативные варианты


Зачастую потенциальный заказчик отказывается от установки системы мониторинга по причине неактуальности, высокой стоимости или сложной эксплуатации, но при этом заинтересован в контроле расхода топлива. В данном случае стоит вспомнить, что существуют расходомеры топлива с ЖК-дисплеем и импульсным интерфейсом. Цена такого устройства около 8-9 тыс. руб. На базе таких расходомеров можно построить простейшую систему учета топлива на предприятии. Однако у такой системы есть один недостаток – для считывания информации необходимо подходить к каждой машине.

Данный факт со временем может стать серьезным стимулом для приобретения полноценной системы мониторинга с удаленным снятием показаний расхода топлива и контролированием маршрута передвижения машины. Тогда заказчику нужно будет озаботиться лишь закупкой GPS-трекеров и их подключением к расходомерам.


По жизни


За 2009-2010 годы только Tехнотон поставил на рынок около 30 тысяч расходомеров. БОльшую часть рынка составляют Россия и СНГ, но помимо этого продукция Tехнотон поставляется в Италию, Венгрию, Нидерланды, Кению, Индию и другие страны. Практически в каждом регионе России есть компания, которая наряду с другими элементами системы мониторинга транспорта включила в свой прайс-лист расходомеры топлива.

Уже более 200 специалистов прошли обучение и получили сертификат установщика расходомеров топлива на Tехнотоне, а крупнейшими потребители стали Сургутнефтегаз, Газпром, Татнефть и Ростсельмаш.

Заключение


Для реализации комплексного подхода к решению задачи контроля транспорта каждая серьезная компания должна иметь расходомеры топлива в спектре своих предложений.

 



Дата: 15.03.2011

Назад к списку