RU | EN | ES | FR | PL | IT | 中文

Мониторинг транспорта. GPS мониторинг в системах контроля автотранспорта.


Technoton
GPS мониторинг: web-решение или локальный сервер?

При выборе системы GPS мониторинга основное внимание обычно уделяется выбору мобильного терминала. Вопросы организации хранения и анализа данных обычно остаются в тени. Между тем это важнейший вопрос и от его решения часто зависит успех внедрения СМТ (системы мониторинга транспорта).

1.    Типовая структура системы gps мониторинга автотранспорта

Для понимания сути вопроса необходимо рассмотреть типовую структуру СМТ.
 
Система GPS мониторинга: схема построения.
Для простоты опущены служебные элементы СМТ: модули администрирования, идентификации пользователей, биллинга и т.д.

Мобильный терминал предназначен для определения координат и параметров работы контролируемого объекта, промежуточного хранения и передачи данных в точку доступа.
Точка доступа принимает данные от терминала, преобразует их в форму, удобную для хранения в базе данных и укладывает их в базу данных. Может существовать несколько точек доступа – основная и резервная, а также специализированных на обработке того или иного типа мобильных терминалов.
База данных обеспечивает хранение и выдачу данных. В масштабных СМТ может быть несколько баз данных, каждая из которых «специализирована» для хранения данных о группе терминалов или приближена в web-пространстве к месту эксплуатации остальных элементов системы.
Модуль аналитики готовит аналитические отчеты за выбранный период времени по запросу клиентского ПО – рассчитывает счетчики пройденного пути, расхода топлива, определяет события заправка/слив и т.д.
Модуль картографии хранит и выдает по запросу клиентского ПО изображение карт.
Клиентское ПО обеспечивает диалог с Пользователем и наглядно отображает отчеты GPS мониторинга.

В конкретных реализациях СМТ отдельные элементы могут быть совмещены друг с другом, часто совмещается клиентское и аналитическое ПО.

2.    Плюсы и минусы web-решения

Все элементы системы GPS мониторинга автотранспорта, кроме мобильных терминалов, могут находиться либо на локальном компьютере, либо в сети Интернет.
На ранних стадиях развития СМТ все элементы находились на локальном компьютере – это наиболее простое и наименее гибкое решение. По мере развития, отдельные элементы начали перемещаться в виртуальное пространство и современные СМТ находятся там целиком, а в качестве клиентского ПО используется стандартный Интернет-браузер.
Переселение в Web имеет свои плюсы и минусы, которые Пользователь должен оценить для себя при выборе системы GPS мониторинга.

Точка доступа
При локальном размещении необходимо организовать в офисе широкий и стабильный Интернет канал, фиксированный IP адрес, круглосуточно работающий компьютер, желательно с резервированием, а главное - обеспечить точку доступа квалифицированным администрированием. Несомненно, в данном случае предпочтительно web-размещение.

База данных
При размещении в Web выдача данных происходит медленнее, возрастает объем Интернет-трафика. Плюсы web-размещения базы данных те же, что в случае с точкой доступа. Хранение данных в Интернете, как правило, платное. Существует также проблема конфиденциальности данных, которые размещаются на удаленной обычно публичной площадке. Выбор места размещения базы данных скорее определяется местонахождением других элементов – модуля аналитики и клиентского ПО.

Модуль аналитики
Должен быть «поближе» к базе данных, в противном случае растет время обработки данных. В Web модуль аналитики проще эксплуатировать, так как предполагается, что администраторы сервера чаще смогут его обновлять, отслеживать ошибки и, при необходимости, помогать Пользователю разобраться в данных.

Модуль картографии
В качестве модуля картографии часто используются публичные картографические серверы – google maps и другие, изначально размещенные в Интернет. Локальное размещение может быть рекомендовано, если это специализированный корпоративный сервер картографии, имеется служба для его эксплуатации и актуализации карт.

Клиентское ПО
Локально размещенный «клиент» GPS мониторинга работает быстрее, особенно это заметно при отображении карт. Инструменты web-программирования ограничены с точки зрения удобства интерфейса. У web-размещения свои плюсы – доступ из любой точки мира, где есть Интернет, нет необходимости в установке и обновлении клиентской программы.

3.    Выводы

Для крупных организаций, имеющих возможность эксплуатировать сложный программно-аппаратный комплекс, можно рекомендовать организацию системы gps мониторинга в локальной сети. В этом случае экономится стоимость аренды серверов, минимизируется Интернет-трафик, повышается защищенность данных от несанкционированного доступа. С точки зрения количества мобильных терминалов, можно провести условную границу в 1000 единиц – в этом случае целесообразно строить свою корпоративную систему gps мониторинга.

Для небольших и средних организаций можно рекомендовать воспользоваться услугами платных систем gps мониторинга, размещенных в web. Тип «клиента» - браузер или локальная программа, не имеет решающего значения. Нежелательно размещение базы данных и, тем более, точки доступа и картографического сервера на локальных компьютерах.

4.    Пример реализации web сервиса gps мониторинга

ОРФ - сервис GPS мониторинга транспорта: магистральных и городских грузовых автомобилей, автобусов, дорожно-строительных машин, промышленных и сельскохозяйственных тракторов, технологического транспорта.

Для оперативного контроля транспорта система СKРТ использует сервис ORF Monitor. Оперативный контроль в понимании СKРТ - удаленный контроль местонахождения и параметров эксплуатации мобильных машин в реальном времени, накопление информации в базе данных и подготовка аналитических отчетов по запросу пользователя.
Сервер оперативного GPS мониторинга.
 ОРФ - универсальный сервис GPS мониторинга, не привязанный к какому-либо конкретному типу бортового оборудования. Простой, экономный и гибкий протокол позволяет подключать практически любые виды бортовых терминалов, работающих по каналам связи GPRS, CDMA, SMS, GSM, радиоканалам. Для использования всех возможностей сервиса, бортовое оборудование машины должно иметь приемник GPS или ГЛОНАСС, датчик расхода топлива, датчик уровня топлива, датчик оборотов двигателя. Альтернатива датчикам - подключение к CAN шине.
Сервис ОРФ имеет три уровня управления: машина - группа машин - автопарк. По этим уровням организован доступ пользователей к просмотру реал-тайм информации и отчетов.

 
Функции сервиса :
  1. Оперативный контроль транспорта - отображение местонахождения на карте и текущих параметров работы мобильных машин в реальном времени.
  2. Контроль топлива - контроль места, времени и объема заправок, выявление сливов топлива из бака, расчет фактического расхода топлива по данным, получаемым с борта машины от датчиков расхода и уровня топлива либо с CAN шины.
  3. Подготовка отчетов о работе транспорта - пройденный маршрут (трек) по данным GPS мониторинга (спутникового мониторинга), отрезки движения и стоянки, работа двигателя. Отчеты готовятся как для одной машины, так и для группы транспортных средств.
  4. Диагностика - контроль режимов работы машины, выявление неисправностей и ошибок управления. Диагностика автомобиля может осуществляться в режиме онлайн - совместно с GPS мониторингом (спутниковым мониторингом), а также в режиме офлайн - посредством анализа отчетов.
Для использования всех возможностей сервиса GPS мониторинга транспорта бортовое оборудование машины должно иметь приемник GPS или ГЛОНАСС, датчик расхода топлива, датчик уровня топлива, датчик оборотов двигателя. Альтернатива датчикам - подключение к CAN шине.
 
Для работы с сервисом мониторинга транспорта пользователю не нужно устанавливать сложные и дорогие сервера, клиентские программы, покупать электронные карты. Достаточно иметь доступ в Интернет - и из любой точки мира сотрудник автопарка сможет проконтролировать, где и как работают машины автопредприятия.


5.    Пример реализации системы gps мониторинга транспорта в локальной сети

Корпоративный сервер контроля транспорта ORF Corporate.
Назначение – комплексный автоматизированный контроль работы парков ТС крупных компаний с численностью до 100 автопарков с общим количеством до 20 000 бортов.
 
 Корпоративный сервер контроля транспорта ORF Corporate.
  
ORF Corporate собирает данные GPS мониторинга, как в режиме реального времени, так и в режиме постобработки. Аналитические отчеты могут готовиться по завершении каждого календарного часа, смены, суток, недели, месяца. Аналитические отчеты могут быть как первичные, так и уточненные, если приходит информация за период, уже «закрытый» отчетом. Сообщения о формировании Аналитических отчетов автоматически рассылаются зарегистрированным Пользователям.
Сервер контролирует полноту и достоверность информации, стабильно работает в автоматическом режиме, позволяет интегрировать информацию в бухгалтерские системы, SAP, АСУ предприятия. Доступ к информации – через клиентское приложение «ОРФ Менеджер».
           
ORF Corporate – решение для контроля транспорта в холдингах, крупных компаниях, отраслевых, муниципальных или общественных службах.

Ссылки по теме Система мониторинга транспорта СKРТ , Web- cервис мониторинга транспорта ORF