Контроль нагрузки на ось
Контроль нагрузки на ось интересен автопаркам по нескольким причинам. Во-первых, превышение нагрузки на ось может повлечь наложение штрафа за перегруз при прохождении взвешивания ТС. Во-вторых, загрузка транспортного средства сверх допустимых по техпаспорту ограничений приводит к ускоренному сокращению ресурса техники – раньше времени выходит из строя и требует ремонта подвеска, элементы кузова, с большей нагрузкой работает двигатель, расход топлива превышает нормы.
С другой стороны, если машина едет недогруженная, то рентабельность перевозки и прибыль владельца транспорта снижается: автомобиль расходует топливо для перевозки «самого себя», происходит естественный износ и амортизация техники, а водитель получает зарплату независимо от количества груза в кузове или полуприцепе.
Один из вариантов оптимизации загрузки грузового транспорта — расчет осевых нагрузок вручную. Однако, этот вариант трудоёмкий, занимает продолжительное время, а полученные данные придется также вручную вносить в систему мониторинга транспорта.
Более удобным, точным и быстрым способом является автоматизированная система измерения нагрузки на оси и контроля веса автомобиля.
Нет времени читать?
Выгоды установки системы контроля нагрузки на ось
- Исключение финансовых потерь из-за штрафов за превышение нагрузки на ось;
- Возможность контроля нагрузки на ось водителем в процессе загрузки ТС;
- 24/7 мониторинг осевой нагрузки всех ТС в автопарке;
- Мгновенные оповещения о превышении осевой нагрузки;
- Контроль мест погрузки/разгрузки машин;
- Контроль веса перевозимого груза;
- Оптимизация загрузки машин, повышение рентабельности автопарка;
- Снижение затрат на ремонт техники, экономия на замене преждевременно изношенных узлов;
- Предотвращение нецелевого использования ТС и перевозки «левых» грузов;
- Удаленная диагностика неисправностей ТС с пневмоподвеской.
Контроль нагрузки на ось может применяться как самостоятельное решение — система бортового взвешивания, либо как одна из функций системы ГЛОНАСС-мониторинга транспорта. Решение для мониторинга осевой нагрузки эффективно для различных видов техники — магистральных тягачей, самосвалов, мусоровозов, автобусов, малотоннажного транспорта, коммунальной техники.
Способы контроля нагрузки на ось
А) Установка датчиков нагрузки на ось
Для мониторинга нагрузки на ось часто применяются дополнительные датчики. Например — датчики нагрузки на ось GNOM. Применение дополнительных датчиков возможно на автомобилях с пневматической и рессорной подвесками. Датчики нагрузки на ось могут передавать данные по кабелю либо беспроводным путем (BLE, Bluetooth 4.X).
Для получения высокой точности данных, после установки датчика обязательно производится «тарировка» кузова/тента: загружаются мерные грузы и устанавливается зависимость между фактической нагрузкой и выходными данными датчика.
Датчик передает информацию на терминал ГЛОНАСС-мониторинга транспорта, откуда данные пересылаются на сервер услуг телематики. Преимущество беспроводного датчика осевой нагрузки GNOM с Bluetooth для водителя — можно производить бортовое взвешивание прямо в процессе погрузки. Данные о нагрузке на ось будут доступны в мобильном приложение для смартфона.
Преимущества:
- Возможность монтажа на ТС и полуприцепах с механической (рессорной) подвеской
- Обычно, точность данных выше, чем у данных из CAN-шины
- Возможность проведения диагностики пневмосистемы при осмотре ТС
- Контроль осевой нагрузки на смартфоне (датчики осевой нагрузки с Bluetooth)
Недостатки дополнительных датчиков:
- Требуется монтаж квалифицированным специалистом
- Необходима настройка датчика и терминала ГЛОНАСС-мониторинга
Б) Получение данных из CAN-шины автомобиля
Современные транспортные средства имеют информационную шину CAN j1939, в которой можно обнаружить данные об осевой нагрузке от штатных датчиков ТС. При этом, наличие данных заранее неизвестно и перед применением этого способа контроля нагрузки на ось требуется выезд специалиста-установщика для поиска искомой информации в шине CAN.
В целом, контроль нагрузки на ось по данным из шины CAN менее распространен из-за отсутствия необходимых данных и/или шифрования сообщений CAN j1939.
Недостатки:
- Данные об осевой нагрузке редко доступны в CAN-шине
- Данные для ТС или полуприцепа с механической подвеской отсутствуют
- Невозможно внедрить на старой технике или на технике с зашифрованными или поврежденными CAN-данными
- Точность данных из CAN значительно ниже, чем у дополнительных датчиков
- Отсутствие данных при выключенном зажигании
Преимущества:
- Низкая стоимость решения
- Простота монтажа считывателей данных CAN-шины
- Высокая скорость установки системы контроля нагрузки на ось