Контроль топлива в баке
Контроль уровня и объема топлива в баке или топливной ёмкости – часть большинства современных телематических систем. Зачастую, контроль уровня топлива является важнейшей (после определения местоположения и маршрута по GPS/ГЛОНАСС) функцией систем мониторинга грузовых автомобилей, строительной и сельскохозяйственной техники. Кроме того, контроль объемов заправок топлива и оповещение о сливах топлива актуальны и для телематики водного транспорта, железнодорожных машин, а также все чаще применяются в системах удаленного мониторинга стационарных объектов — мини-АЗС, небольших хранилищ топлива, емкостях подачи топлива в комплексах дизель-генераторных установок.
Контроль топлива в баке позволяет владельцу или руководителю парка техники:
- точно определять объемы заправок в топливный бак
- обнаруживать сливы топлива из бака
- предотвращать хищения топлива путем недолива в бак или слива из бака
- выявлять факты разбавления топлива посторонними жидкостями
- сравнивать качество топлива разных поставщиков (например, сетей АЗС)
- косвенно определять расход топлива (расход «по баку»)
- планировать график заправки топливной емкости стационарного объекта
Нет времени читать?
Выгоды внедрения системы мониторинга топлива
Повышение прозрачности учета затрат на ГСМ
Контроль топлива в баке помогает точно определять объема заправок, их количество, время и место (в связке с системой GPS/ГЛОНАСС-мониторинга).
Исключение хищений топлива из бака
Мониторинг изменения уровня топлива действует в качестве дисциплинирующей меры, позволяет пресекать попытки нежелательного слива горючего из бака.
Упрощение заполнения путевых листов и приемки-передачи ТС
Автоматизированный учет остатков топлива снижает вероятность ошибки и экономит время водителя, ускоряет процесс передачи-приема техники между разными водителями (например, между сменами).
Продление срока службы топливной системы
Предотвращение разбавления топлива посторонними жидкостями, такими как вода или отработанное моторное масло, способствует сохранению ресурса двигателя — техника служит дольше и снижаются затраты на ремонт.
Оптимизация расхода топлива и снижение затрат на ГСМ
Косвенное измерение расхода топлива «по баку», исключение хищений топлива, предотвращение манипуляций с топливными чеками – все это помогает выработать меры по снижению расхода топлива, а значит, сокращаются затраты предприятия на дизтопливо и другие ГСМ.
Способы измерения объема топлива в баке
Определения уровня топлива «по стрелке» на панели приборов нельзя считать контролем топлива в баке. Индикатор уровня топлива на приборной панели не предназначен для измерения реального объема топлива в баке, он служит водителю для понимания примерного остатка: полный бак, половина, четверть.
Для точного измерения уровня и объема топлива в баке, в системах телематики, в основном, используется два способа — установка дополнительного датчика уровня топлива или считывание показаний уровня топлива из штатной шины CAN.
А. Установка дополнительного датчика уровня топлива
Существует множество различных типов датчиков – ультразвуковые, гидростатические, герконовые, емкостные со струной, емкостный со стержнем, емкостные с коаксиальными трубками. Каждый тип имеет свои особенности.
Технотон разрабатывает емкостные датчики уровня топлива с коаксиальными трубками – DUT-E. Основные преимущества топливных датчиков Технотон – простота конструкции без движущихся/трущихся частей, легкость обрезки и наращивания длины измерительной части, высокая разрешающая способность (площадь измерительной части больше, чем у других типов емкостных датчиков), количество измеряемых параметров — уровень топлива, объем топлива, температура окружающей среды и внутри бака, вид заправленного топлива и еще более 40 полезных и служебных параметров.
Преимущества установки датчика уровня топлива:
- Высокая точность измерения, погрешность 1%
- Высокая чувствительность к изменению уровня топлива — 0.1 мм
- Отсутствие «слепых» зон по всей высоте бака
- Измерение объема топлива в литрах и уровня топлива в миллиметрах
- Подходят почти для всех форм топливных баков высотой до 6000 мм
- Можно использовать на старых ТС, не имеющих электроники и шины CAN J1939
- Показания датчика не зависят от температуры окружающей среды
- Автоматическое преобразование уровня (мм) в объем (литры) по таблице тарировки
- Возможность работы датчика без питания от бортсети объекта (беспроводной Bluetooth датчик уровня DUT-E S7)
- Возможность определения вида топлива в баке (дифференциальный датчик уровня DUT-E 2Bio)
Недостатки:
- Требуется монтаж квалифицированным специалистом
- Необходима настройка датчика и терминала ГЛОНАСС-мониторинга
- Стоимость оборудования и установки выше, чем при подключении к CAN-шине
Б. Мониторинг уровня топлива по данным CAN-шины
Самый просто способ контроля топлива, доступный при наличии двигателя с электронным блоком управления (ЭБУ). Данные об уровне топлива извлекаются из шины CAN – бортовой информационной сети автомобиля или стационарного механизма, к которой подключен штатный датчик уровня топлива. Обычно, штатный датчик имеет более низкую точность.
Также, подключение терминала мониторинга к проводам шины CAN необходимо делать осторожно, чтобы не вмешаться в работу штатной электроники ТС. Для безопасного подключения используются бесконтактные считыватели шины CAN.
Недостатки:
- Невозможность внедрения на старой технике, где нет ЭБУ и шины CAN J1939
- Сообщения шины CAN могут быть повреждены или зашифрованы
- Точность данных ниже, для повышения точности нужна тарировка бака
- Показания штатных датчиков не учитывают температуру топлива и воздуха
- Датчики рычажного типа имеют «слепые» зоны в верхней и нижней частях бака
- Нелинейная зависимость «уровень-объем» — важно для D-образных баков
Преимущества:
- Низкая стоимость оборудования
- Простота подключения к CAN бесконтактными считывателями
- Высокая скорость установки системы контроля топлива
- Возможность чтения других FMS параметров (обороты, температура ОЖ и т.д.)