CAN-шина — в частном случае, проводная система автомобилей и стационарной техники, по которой происходит обмен сигналами между электронными блоками (ЭБУ) и иными устройствами. Обычно, под термином «CAN-шина» подразумевается стандарт CAN J1939 в целом, а в случае коммерческого транспорта имеют в виду более высокий уровень — CAN J1939/71.
В CAN-шине содержится большое количество полезной информации для телематики, в частности, диагностические и эксплуатационные данные. Например, температура и давление масла, уровень охлаждающей жидкости, обороты двигателя (коленвала), коды неисправностей (DTC), уровень топлива, пробег, моточасы, скорость ТС, состояние датчиков.
Эта информация используется в системах ГЛОНАСС-мониторинга и телематики транспорта для удаленного мониторинга состояния и параметров работы техники, планирования технического обслуживания, контроля расхода топлива и времени работы (наработки) двигателя. Читать подробнее о решаемых задачах.
Как получить данные из CAN-шины в систему ГЛОНАСС-мониторинга?
Прямое электрическое подключение к проводам CAN high и CAN low не приветствуется — возникает риск возникновения помех в шине, а блоки управления распознают ГЛОНАСС-терминал как «постороннее» устройство и могут указать на несуществующую ошибку и перевести транспортное средство в сервисный режим.
Безопасно считать данные CAN-шины помогут бесконтактные считыватели Crocodile, предназначенные для удобного подключения к проводам CAN и считывания сигналов без электрического контакта для последующей передачи на устройство мониторинга (телематический шлюз).
Преимущества бесконтактных считывателей CAN-шины
Считыватель CANCrocodile присоединяется к проводам шины CAN (J1939) и считывает сигналы без электрического контакта — сохраняется целостность изоляции проводов, а вместе с ней гарантия и сервисное обслуживание производителя техники. Полученные сигналы CAN-шины CANCrocodile передает терминалу мониторинга.
Особенности Crocodile
- поддерживают SAE j1939, SAE J1708, ISO 11992-2, CAN Open, DeviceNet, NMEA 2000;
- считываемая скорость шины CAN J1939 — до 1000 Кбит/с;
- пропуски сообщений при считывании CAN до 1%;
- удобный монтаж — надежная фиксация проводов, пломбировка корпуса;
- невидим для ЭБУ и не отражает сигналы назад в шину;
- визуальный контроль работы считывателя – световая LED индикация;
- широкая совместимость с терминалами ГЛОНАСС-мониторинга транспорта.
1. Получение данных из CAN-шины легкового автомобиля
В CAN-шине легковых автомобилей на прикладном уровне используются как стандартные, так и проприетарные протоколы, формат сообщений которых автопроизводители определяют самостоятельно. CANCrocodile независимо от состава протоколов считывает и передает без потерь все сигналы, если на физическом уровне используется интерфейс CAN 2.0B.
Также в легковых автомобилях практически отсутствует свободное пространство в местах укладки проводки, поэтому наиболее удобно использовать CANCrocodile Mini и CANCrocoLITE, которые, благодаря малым размерам, могут быть установлены даже в плотные жгуты автомобильной проводки.
Цель использования: получение параметров работы автомобиля — например, включение/выключение зажигания, температура и давление масла, уровня охлаждающей жидкости, обороты, коды неисправностей (DTC), уровень и расход топлива, скорость — для систем управления автопарком (ГЛОНАСС-мониторинг), страховой телематики, удаленной диагностики автомобилей.
2. Чтение CAN-шины на грузовом транспорте
На грузовых автомобилях может быть проложено более шести различных CAN-шин для передачи данных ABS, EDS, ECAS, ECU, других блоков и датчиков. Для безопасной вычитки необходимых параметров CANCrocodile подключают к конкретной шине, после чего данные без изменений передаются на терминальное устройство.
Специальный считыватель FMSCrocodile позволяет интегрировать данные нескольких CAN-шин и передавать параметры на единственный CAN-вход ГЛОНАСС-терминала. Такой функционал удобен при необходимости одновременного считывания сообщений находящихся в отдельных CAN-шинах. Устройство генерирует автоматический счетчик расхода топлива за рейс (если он отсутствует), используя данные о почасовом расходе топлива из шины CAN.
Помимо вычитки сообщений FMS-группы, FMSCrocodile генерирует сообщения формата Telematics (разработка Technoton на основе CAN J1939/71). Telematics — компоновка 15 важнейших параметров (SPN) в три группы (PGN) сообщений для упрощения парсинга данных.
Цель использования: контроль уровня и расхода топлива, оборотов двигателя, DTC ошибок, состояние сцепки с прицепом, и других параметров используемых в системах мониторинга транспорта.
3. Подключение к CAN-шине стационарной техники
В современной стационарной технике — электрогенераторах и ДЭС, насосных станциях, отопительном оборудовании — часто присутствует CAN-шина, объединяющая в единую сеть различные исполнительные электронные устройства и датчики. Для безопасного подключения к ней также могут использоваться Crocodile.
Разновидности бесконтактных считывателей Crocodile
CANCrocodile и его усовершенствованная компактная версия CANCrocodile Mini предназначены для безопасного считывание данных из шины CAN с дальнейшей передачей без изменений на устройства телематики. CANCrocoLITE – бескорпусная версия считывателя CAN-шины, плоская форма позволяет установку в ограниченных пространствах.
Считывание данных из шины j1708, также допускается использование для получения данных из проводов шины RS-485
Считыватель-преобразователь – получения данных из шины CAN и формирования готовой информации о расходе топлива и основных эксплуатационных параметрах техники